КУЛЬТУРА ТЕЛА И ФОТОГРАФИЯ

Субъектив
журнал о фотографии №4 1996


Изобретение фотографии происходило в период гос­подства в Европе класси­ческой эстетики, основанной на античности. Ввиду этого фотогра­фия унаследовала те великие осно­вы изобразительности, от которых именно вследствие появления фо­тографии живописцы Европы пол­тора столетия назад стали стреми­тельно удаляться. Следуя античным традициям, ранняя фотография уже в первые десятилетия своего суще­ствования стала обращаться к об­наженному человеческому телу. В этот период женское тело в фото­графии представлялось гедонистично и сексуально, в то время как мужское выражало идею силы и ак­тивности. Не каждая эпоха прояв­ляет одинаковый интерес к телу. Еще В.Фриче в своей работе "Со­циология искусства" устанавливал закон, согласно которому, мужское обнаженное тело появляется и тор­жествует только в искусстве буржу­азно-демократических обществ с сильно развитой гражданской и по­литической культурой, с республи­канским строем государственной организации. Социальный смысл мужской наготы в искусстве - идея гражданского равенства и полити­ческой свободы. Это положение В.Фриче неоднократно подтверж­дается в истории искусства: в ис­кусстве буржуазно-демократичес­кой Греции эпохи расцвета, в ис­кусстве итальянского Ренессанса XV столетия, в искусстве револю­ционно-буржуазной Франции кон­ца XVIII века, проникнутом пафо­сом торжества третьего сословия, давшем нам Даггера и Ньепса.
Древнегреческое искусство со­здало основные образцы физичес­ки развитого тела, которыми поль­зовались художники созвучных ему последующих эпох. Действительно, только Древняя Греция имела ре­альную основу, для подлинного изучения тела, благодаря антично­му спорту и культу тела. Последую­щие эпохи, хотя и ставили задачу изображения обнаженного тела, не имели античных возможностей. Обнаженное, физически развитое тело мыслилось скорее не как ре­альность, но как условная симво­лика, знак. Красота тела в том смысле, как это понимает каждая эпоха, создавая свой идеал Красо­ты, и красота физически развитого тела не имеют между собой ничего общего. Действительно, красота древнегреческого атлета и совре­менного спортсмена существенно не различимы между собой. Хоро­ший бегун или метатель всегда бу­дут обладать одними и теми же внешними чертами, к какой бы расе они ни принадлежали и в ка­кую бы эпоху они ни жили. Их кра­сота - красота физически совершен­ного тела.
Совсем другая красота - модные идеалы красоты отдельных эпох. В основе их лежит уклонение от нор­мы здорового тела, являющееся ре­зультатом различных мод, искажа­ющих пропорции человека с помо­щью костюма или прямой дефор­мации тела. Подобные идеалы со­здаются не на основе черт физи­ческого совершенства тела и здо­ровья организма, а на основании признаков сексуальной привлека­тельности, чрезвычайно условных и разнообразных в различные пе­риоды и у разных народов. Но тяга художников к изображению совер­шенного по форме тела столь ве­лика, что даже в эти времена, ког­да отсутствовала сама возможность увидеть прекрасное тело, художни­ки изыскивали ее (изучение анти­чных памятников, изучение анато­мии по трупам, создание образа с помощью систем пропорций, простое подглядывание и т.д.). Не имея возможности черпать из окружаю­щей жизни сюжеты, позволяющие изображать физически совершен­ное тело, художники прибегают к заимствованию тем из прошлого. Так, в европейском искусстве пос­ле ренессанса появилось огромное количество Гераклов, Аполлонов, Прометеев, нимф, Венер и амазо­нок. Из живописи античная сюжетика перекочевала в фотографию, где верой и правдой служила для оправдания шокирующереальной фотонаготы.
Почти одновременно с фотогра­фией зародилось и современное спортивное движение, создавшее основы для нового Возрождения. Физкультурная нагота менее всего носит сексуальный характер - она общественна и эстетична. Красоту тел участников физкультурных со­стязаний нужно признать одним из основных начал, формирующих чувство красоты в массах. Высокий эстетический уровень древних гре­ков в значительной мере может быть объяснен расцветом их физи­ческой культуры и обычаем наго­ты на состязаниях. Современное олимпийское движение моложе изобретения способа химической фиксации изображения, получен­ного с помощью оптико-механи­ческой системы. Несовершенная техника ранней фотографии требо­вала длительных сеансов для съем­ки, можно сказать, что моменталь­ная фотография появилась тогда, когда она перешагнула порог есте­ственной способности нашего зри­тельного аппарата "глаз - зрительный нервный центр" - к синтезу, то есть получила возможность сни­мать с выдержкой короче 1/15 се­кунды. В этом смысле современный спорт и фотография - ровесники. Человек в движении, сфотографи­рованный Муйбриджем в 18... году, уже обнажен. Спорт и фотография, идя столетие рука об руку, создали целую сокровищницу образов об­наженного тела, где оно обнажено не с целью сексуального возбужде­ния зрителя, где нагота не унижа­ет, а возвышает.
Расцвет физической культуры в наши дни несомненно является не­отъемлемой особенностью совре­менности. Рост физкультурного движения и его органическая спа­янность с современной культурой дают нам основания полагать, что физическая культура сыграет ту же роль для современного искусства фотографии, что и для искусства античного мира. Искусство, пере­живавшее еще недавно увлечение урбаникой, стремившееся вопло­тить темп и динамику современной жизни, временами забывавшее о су­ществовании природы и человека, превращая произведения искусст­ва в какие-то математические фор­мулы, вновь обретает радость изо­бражения физически здорового тела. Кажется, что современная фи­зическая культура и спорт, давая здоровую и бодрую тематику совре­менному искусству, способны вы­вести его из тупика формальных ис­каний, делая его в то же время жи­вым и понятным для широких масс.

1996                                                                                                       


В 1912 году в Санкт-Петербурге в скетингринге на Невском проспекте, дом 100 проходил Всемирный чемпионат француз­ской борьбы. Очень многие спортсмены-участники соревнований оказались отсняты­ми на стеклянную пластину в фотоателье К.Буллы обнаженными. Эта отсъемка имеет свою историю. В начале 1910г. в России ши­рокое распространение получил комплекс физических упражнений, разработанный выдающимся английским атлетом, профес­сором института гимнастики в Лондоне Евге­нием Сандовым (Карл Фридрих Мюллер), ко­торый пообещал "силу, красоту и здоровье" тем, кто будет заниматься гимнастикой по его методике с легкими гирями и эспандером. Чрезвычайно динамичная и легко выполни­мая гимнастика Сандова, очень похожая на современный культуризм, нашла многочис­ленных поклонников. "С разрешением меди­цинского управления открыто новое гимнас­тическое заведение по типу заграничных ин­ститутов культуры тела"- сообщал в январе 1912г. популярный санкт-петербургский жур­нал "Сила и здоровье". Директором и учре­дителем являлся швейцарец Александр Круазье. Он заверил публику, что обучение в за­ведении будет производиться по системе Е.Сандова. Это новое спортивное учрежде­ние обещает всем желающим при условии строгой диеты, гигиены и комфорта развитие мускулатуры тела согласно нормам красоты и силы. А через несколько месяцев тот же журнал объявил "конкурс красоты" для муж­чин по фотографиям, в котором приглаша­лись принять участие все желающие моло­дые люди красивого телосложения, а не толь­ко спортсмены. Журнал предъявлял к ним только одну претензию и пожелание: "Не ре­комендуется надевать даже купальные кос­тюмы или нижнее белье, так как они закры­вают и видоизменяют форму тела". И вот спортсмены были сняты в красивых позах древнегреческих атлетов.


Снимки предоставлены Санкт-Петербургским кинофотоархивом



Новиков Т.: «Культура тела и фотографии». // Субъектив №3, СПб., 1996. С.12-13