ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ АВРОРЫ

Петербург славится классическим балетом, и именно в области классического балета мы «впереди планеты всей». Для театра очень важно обновлять репертуар, и каждая премьера - важнейший момент театральной жизни. 30 апреля в Мариинском театре событие, соединяющее в себе качества вновь открытого и хорошо знакомого,- премьера «Спящей красавицы». Балет Мариуса Петипа на музыку Петра Ильича Чайковского был впервые показан в Петербурге 3 января 1890, и сразу стал одним из самых популярных шедевров мировой балетной классики.
А, началось всё так: в 1888 году Россия улучшила отношения с Францией. Царское правительство получило большой заём, и директор Императорских театров И. Всеволожский обратился к М. Петипа и П. Чайковскому с идеей создать русско-французский балет, посвященный Людовику XIV. Сказка «Спящая красавица» была написана Шарлем Перо для юного короля, которому в то время было восемь лет. В России в искусстве царил социальный реализм, и балет  воспринимался как радикальный жест сторонников чистого искусства. Премьера была встречена критикой весьма холодно, но уже в царствование Николая II, в 1903 году, на сотый юбилей спектакля «Спящей», в честь главной героини балета, чью роль к тому времени уже десять лет исполняла балерина Матильда Ксешинская, новый легкий крейсер получил имя Аврора.           
Балет - искусство живое, с годами от спектакля к спектаклю накапливаются изменения: ветшают старые декорации, создаются новые; поколения танцоров и хореографов вносят свои элементы в спектакли; появляются новые версии, сами по себе достойные внимания. Так, например, в 20-ые годы С.П. Дягилев ставил «Спящую красавицу» с декорациями Александра Бенуа, музыку П.И. Чайковского для этой постановки обрабатывал Игорь Стравинский, а в хореографию были внесены изменения Б. Нижинской. У нас  до войны балет шел в редакции Ф. Лопухова, а в 1952 г. в театре им. Кирова была осуществлена замечательная постановка Константина Сергеева.
Под этими блестящими слоями все сложнее и сложнее было увидеть шедевр Мариуса Петипа. И вот в Мариинском театре решили возродить в первозданном виде «Спящую».  К счастью, в музеях, архивах, библиотеках сохранились эскизы декораций, и даже сами подлинные костюмы, существуют фотографии сцен балета. Ещё при жизни М. Петипа В.И. Степанов изобрел «систему записи движений человеческого тела», с её помощью балет был записан и в 1899 году поставлен на сцене Большого театра в Москве А. Горским. Н. Сергеев, работавший в Мариинском театре перед революцией и уехавший из России, поставил спектакль в редакции М. Петипа на западе, там сохранились точные записи хореографии балета.
Балетмейстер - постановщик Сергей Вихарев кропотливо собрал воедино все эти сведения, изучил материалы, хранящиеся в архивах, и спектакль, идущий в версии Ф. Лопухова, наиболее близкой к Петипа в Пермском театре, поставленным в военное время эвакуированными артистами театра им. Кирова. Он стремился ничего не добавлять «от себя», а руководствоваться собранным материалом. 
В первом спектакле роль принцессы Авроры исполняла итальянка Карлотта Брианца, а теперь Аврорами будут: Алтынай Асылмуратова, Диана Вишнева, Дария Павленко и Светлана Захарова. Теперь, когда кропотливый труд сотен подвижников классического балета завершен, вновь «Спящая красавица» пробуждается ото сна.

1999

Новиков Т.: «Пробуждение принцессы Авроры». // Аргументы и факты № 17, СПб.,
апрель 1999

Новиков Т.: «Пробуждение принцессы Авроры». // Великая Художественная воля.
СПб. 1999 с. 45

Внимание! Все материалы на сайте timurnovikov.ru предназначены только для некоммерческого использования. Все права защищены. Копирование любых материалов разрешается только при наличии постоянной активной ссылки на сайт timurnovikov.ru