ДВА ПУТИ НОВОГО РУССКОГО ИСКУССТВА.

В течение всего XX столетия формировалось новое явление культуры, непрерывно меняющее свои имена: авангард, футуризм, модернизм, contemporary - art, пост-модернизм, контр - культура и т.д. С самого своего появления деятели новой культуры объявили о своем непримиримом противостоянии традиционным искусствам, призывали к уничтожению музеев, запрету искусства и замене его производством. В течение столетия их лексика часто менялась, но суть деятельности оставалась неизменной. В результате их деятельности в Европе исчезло традиционное художественное образование, и лишь отдельные художники в своих мастерских продолжают дело своих великих предшественников. Сами институции, созданные для сохранения и приумножения европейского искусства, стали стремительно разлагаться и пропагандировать враждебные себе антиискусства. В то же время музеи классического искусства стали дистанцироваться от contemporary art, инстинктивно защищаясь от вредоносного воздействия. В период постмодернизма деятели contemporary art, не оставившие своего намерения уничтожить классику, стали проникать в сферу классического искусства, предлагая «современное» прочтение классических шедевров, «новые экспозиционные стратегии», нетрадиционные формы внутри музейной деятельности (перформансы, инсталляции и т.п.), в соответствии со своей контр-культурной идеологией. До недавнего времени российские музеи, как и основные мировые музеи классического искусства, оставались оплотом бережного отношения к традициям. Именно в России бережно сохранялось традиционное художественное образование. Но нельзя смешивать мастерство художников традиционных искусств с умением портных, обшивающих голого короля. Сontemporary art нуждается в исследовании фольклористами, психиатрами, этологами, этнографами, сексопатологами  и социологами, а не искусствоведами. В то же время в XX веке были созданы замечательные произведения живописи, скульптуры, музыки и других искусств, продолжающие классические традиции. Русская и советская реалистическая школа подарила нам в этом столетии шедевры А. Куинджи и М. Нестерова, А. Дейнекии и А. Самохвалова, А. Лактионова и М. Аникушина.
Последнее десятилетие XX века стало первым десятилетием новой России. Перед искусством новой России открылись два пути: один путь - широкая дорога современного западного искусства, другой - путь продолжения классических традиций. Весь XX век эти два направления в культуре Европы сражались с переменным успехом, и в конце столетия новая европейская традиция «современного искусства» стала окончательно вытеснять классическую традицию в Западной Европе. В то же время в послевоенной Европе складывается тенденция разделения двух культур в два не сообщающихся  лагеря.  Именно это разделение позволило сохранить в Восточной Европе остатки классической художественной культуры. Если в течение столетия постоянное взаимодействие традиционного и современного порождало различные диковинные гибриды, то существование независимо друг от друга в конце XX века позволило классике наконец осознать себя не обязанной обновляться по моде новейших течений, а призванной сохранять в чистоте своё достоинство. В то же время «современное искусство» как феномен смогло окончательно избавиться от сходства с просто искусством. Ввиду этого ясно, что перед культурой начала следующего столетия будут стоять две задачи: развить «современное искусство» и сохранить классику.
Сохранить классику для нас россиян особенно важно. Ведь в период крушения Византийской империи именно Русь сохранила ценности византийской цивилизации, а сейчас, когда в ходе столетней «модернизации» европейской культуры только в России ещё не произошло гуманитарной катастрофы, мы вновь должны взять на себя функцию хранителей классической европейской культуры, к которой наша страна обратилась три столетия назад.
В последние годы многие наши музеи, художественные учебные заведения стали перед проблемой обновления своих программ «на западный манер», перед введением преподавания и изучения «современного искусства». Но именно отдельное развитие структур «современного искусства» и академического может позволить им сосуществовать, ибо соединение этих взаимоисключающих традиций приводит к гибели одной из них. Только максимально изолировав классическую художественную культуру от современной, мы сможем передать нашим потомкам её в той прекрасной чистоте, которая пленяла наших предков.
В нашей стране для этого есть все возможности, и тысячи энтузиастов на своих скромных местах делают это дело.
«Современное искусство» тоже прекрасно развивается. Работы российских новаторов широко показываются в европейских странах и США, где они часто лучше известны, чем на родине. Благодаря Западу, мы имеем отличные издания о нашем современном искусстве. Оно профессионально изучено, собрано и репрезентировано. Имея богатейшие традиции новаторства (в Петрограде открылся первый в мире музей современного искусства - М.Ху.К и  институт современного искусства - Г.Ин.Хук.), русские авангардисты могут не беспокоиться о своём месте в мировом «современном искусстве». Только что открылся первый в Москве музей Современного искусства, основанный Зурабом Церетелли, в Петербурге несколько лет действует музей Современного искусства в Мраморном дворце Русского музея, наследующий традиции М.Ху.Ка. И поэтому в XXI веке в свободной демократической России все желающие спокойно смогут заниматься «современным искусством», а все любители классики смогут сохранять её без опасения быть скинутыми «с корабля современности».
Санкт-Петербургская Новая Академия Изящных Искусств вместе со всеми петербуржцами всё это десятилетие стремилась сохранить угасающий огонь художественной классики. И вот сейчас, в конце столетия, я вижу, что огонь этот все сильнее разгорается. Петербургские музеи, театры, учебные заведения сделали наш город мировым центром сохранения классической традиции, и от нас зависит судьба великой культуры.

1999                                                       


Новиков Т.: «Два пути нового русского искусства». // Аргументы и Факты,
Арт-фонарь, СПб., декабрь 1999

Новиков Т.П. Лекции. СПб. 2003

Внимание! Все материалы на сайте timurnovikov.ru предназначены только для некоммерческого использования. Все права защищены. Копирование любых материалов разрешается только при наличии постоянной активной ссылки на сайт timurnovikov.ru