УТРАЧЕННЫЕ ИДЕАЛЫ.

В знаменитой речи на первом съезде союза писателей М. Горький, объясняя сущность социалистического реализма, показывающего  реальность не только такой, какая она есть, но и такой, какой она должна быть, уже этим положил основание социалистическому идеализму. Но если все советское общество жило при социализме, то отдельный класс общества в определённые моменты своего времени уже жил при коммунизме. Коммунизм был искусственно создан для детей, находящихся на отдыхе в пионерских лагерях. В этой искусственно созданной среде широко распространился и особый подвид социалистического идеализма - коммунистический идеализм. С крушением советской власти это  уникальное культурное явление было стремительно разрушено: забыты бодрые пионерские песни, уничтожены сами комплексы пионерских лагерей, уничтожены и бесценные памятники скульптуры, богато украшавшие архитектурные ансамбли этих идеальных загородных мирков. Но живы ещё люди, видевшие и помнящие этот может не всегда совершенный, но всегда устремленный    к идеальному мир.
Работая над серией «Утраченные идеалы», я стремился отыскать изображение скульптур, безжалостно уничтоженных в пост-советский период. Эти изображения доносят до нас ту атмосферу коммунистического идеализма, очищенного от социальной борьбы и проблем, волновавших в те годы взрослых. Зрителям, созерцавшим эти скульптуры, предстояло жить в новом идеальном мире. Эти произведения продолжали традицию классической античной скульптуры, и в конце XX столетия можно смело утверждать, что они являлись последними памятниками этой ныне почти утраченной традиции.
Много работавший над созданием подобных памятников известный скульптор Д.А. Пригов вспоминает: «Я лепил вещи, которые были заданы, во-первых, местной культурной пластической традицией, а, во-вторых, тематически советской властью, - пионеров. В этом отношении, пионер ничем не отличается от конной статуи какого-нибудь Людовика. В принципе, все навыки, приемы, законы, школы, явленные академической школы со времен Греции, - они настолько чисты и абстрактны, что практически их не задевает  содержательная сторона, и в этом отношении мой пионер был все равно, что тираноборцы греческие. С греческой культуры фигура человека стала  основным презентантом всего искусства, потому что она понималась как микрокосмос. В пределах человеческой фигуры можно было выразить все понимание мира».        
Собранные мною образцы пионерской скульптуры относятся к 30-70-ым годам, этому полувековому золотому времени коммунистического идеализма.

2000

Тимур Новиков. Утраченные идеалы счастливого детства. // Новая Академия.
СПб. 2000

Внимание! Все материалы на сайте timurnovikov.ru предназначены только для некоммерческого использования. Все права защищены. Копирование любых материалов разрешается только при наличии постоянной активной ссылки на сайт timurnovikov.ru