НЕОАКАДЕМИЗМ В КИНО

Независимое кино зародилось в Ленинграде в 1980 годы в среде “Новых художников”, снимавших фильмы на 8 и 16-мм кинокамеры. Фильмы редко превышали двадцатиминутный формат и представляли, в основном, эстетику “параллельного” кино.
На рубеже 1980-1990 годов в той же среде развился феномен ленинградского видеоарта, известный под названием “Пиратское телевидение”. В этот же период сформировалось мощное эстетическое движение - неоакадемизм, повлиявшее на все сферы петербургского независимого искусства. В 1990 годы стараниями художников из Новой Академии Изящных Искусств появились первые фильмы в эстетике неоакдемизма. Это были фильмы, снимавшиеся на 16-мм кинокамеру, такие как фильмы “Воскресенье” (1990) и “Путешествие г-на В.К.” (1991), режиссеров Б. Матвеевой и М. Полищука (1990), фильм “Фигуры” (1993), реж. Е. Остров, М. Полищук, при участии С. Макарова.
В 1990 году режиссером Юрисом Лесником на студии “Пиратское телевидение” были сняты фильмы о неоакадемизме, первый из которых назывался “Молодость и красоты”. В следующем 1991 году он снял видеофильм “Экзотика классического”, продюсером и сценаристом которого был  Тимур Новиков, а главную роль исполнил в. Мамышев-Монро.
В 1994 году Ольга Тобрелутс приступила к работе над компьютерными видеофильмами. Ее первый фильм - “Горе от ума” с участием И. Куксенайте, В. Мамышева-Монро, Ю. Лесника, А. Хлобыстина и Т. Новикова. В 1995 году она снимает фильма “Вечная музыка” по сценарию Т. Новикова. Композитором фильма был Сергей Курехин. В 1996 году Ольга Тобрелутс снимает фильм “Последний подвиг геракла”, а в 1999 - “Манифест неоакадемизма”, получивший премию на Фестивале европейского компьютерного кино в Карлсруэ, Германия.
С 1994 года художники-неоакадемисты Олег Маслов и Виктор Кузнецов начинают снимать свои фильмы-оперы с оригинальным использованием телеэффектов. В 1994 году появляется фильм “Другие проблемы”. В 1995 они снимают фильм “мирей”, который получил премию Независимого фестиваля в Израиле в 1997. В 1996 Олег Маслов и Виктор Кузнецов сделали фильм “Трагедия”.
В 1995 году фотограф Стас Клевак, переехавший из Петербурга в Москву, находясь под влиянием неоакадемизма, снял совместно с молодым немецким режиссером Франком Мюллером 35-мм короткометражный фильм “Гроза в городе Гипсов”, рассказывающий об учебе в Новой Академии.
Сложные компьютерные фильмы в классической эстетике с элементами восточной мистики снимает Виктория Ухалова. Она развивает подобный метод в фильмах “Ротацио” (1996), “Гаруда” (1997), “Ротацио II” (1997), “Падение” (1999)
Олег Маслов и Виктор Кузнецов, Дмитрий Юдов в 1999 году на основе мультипликации 1960 годов создали фильм-памфлет “Кошмар модернизма”, показанный на конференции “Искусство XX века. Итоги столетия” в Государственном Эрмитаже 1.12.1999.
в 1999 году появляется фильм “Золотое сечение”, главная тема которого - подведение итогов истории искусства XX века. Его режиссеры - Тимур Новиков и Игорь Безруков, в ролях: Ирена Куксенайте, Тимур Новиков и В. Мамышев-Монро. Этот фильм получил специальный приз Фестиваля короткого фильма в Оберхаузене, Германия.
В 2000 году выпускница Новой Академии Юлия Страусова, последнее время живущая в Германии, создала фильм, с использованием сложнейших компьютерных эффектов, “Виртуальное королевство красоты”, получивший высокую оценку российской и немецкой художественной критики.
Наступивший XXI век обещает новые  фильмы художников-неоакадемистов.

2001


Список фильмов:
1. “Мирей”. Реж. О. Маслов, В. Кузнецов, А. Венцлова. 1995
2. “Трагедия”. Реж. О. Маслов и В. Кузнецов. 1996
3. “Горе от ума”. Реж. О. Тобрелутс. 1994
4. “Воскресенье”. Реж. Б. Матвеева и В. Захаров. 1990
5. “Манифест Неоакадемизма”. Реж. О. Тобрелутс. 1999
6. “Золотое сечение”. Реж. Т. Новиков и И. Безруков. 1999
7. “Падение”. Реж. В. Ухалова. 1999
8. “Гроза в городе гипсов”. Реж. С. Клевак и Ф. Мюллер. 1995
9. “Элегия”. Реж. В. Александров. 1995
10. “Поэзии полет”. Реж. Е. Остров, С. Макаров, В. Дав. 1997
11. “Последний подвиг Геракла”. Реж. О. Тобрелутс. 1996
12. “Вечная музыка”. Реж. О. Тобрелутс. 1996
13. “Виртуальное королевство красоты”. Реж. Ю. Страусова. 2000


Новиков Т.: «Неоакадемизм в кино». // Неоклассическое кино. Новая Академия.
СПб. 2001

Новиков Т.: «Неоакадемизм в кино». // Великая художественная воля. СПб. 2004. С. 45