НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ

Так называется творческая группа художников, в основном работающих в Ленинграде, о которой последнее время много толкуют в художественных кругах. Вряд ли их можно считать делающими что-либо абсолютно новое. Они стремятся к новаторству, но это нельзя считать целью художников группы, «Новыми» они называют себя скорее по возрастному признаку, они так же новы, как новенький автобус, сменяющий на линии устаревшую изношенную модель. Группа сформировалась из художников, выросших при новой ситуации в искусстве - все они с первых шагов в искусстве тлели возможность выставлять свои работы на официальных выставках и не испытали глобального давления «недозволенности», столь отравившее предыдущее поколение художников-авангардистов. Демократизм - один из основных признаков всей деятельности группы. Художники стремятся к доходчивости содержания и выработке простейших доступных всем средств, выражения, практикуют доступность и в выставочной деятельности.

Годом появления группы можно считать 1977 - именно тогда появилась в Ленинграде группа художников «Летопись», которая в 1982 переродилась в «Новых художников». «Летопись» сформировалась вокруг Бориса Николаевича Кошелохова /1942 г.р./, оригинального живописца, самоучки, занявшегося живописью в 33 года.

Первобытное искусство, примитивизм, экспрессионизм - вот основные ориентиры этой группы, начавшей свое существование с квартирной выставки и регулярных сходок с новыми работами по вторникам. Взаимный контакт и независимость молодым художникам нравились больше, чем слишком формальная система художественного образования и все они от него отказались, практикуя самообразование. Их диковатая продукция шокировала не только ЛОСХ, но и «левых», их неохотно пускали даже на авангардистские выставки. Тогда художники попробовали выставляться «везде» - в садах, на пляжах за городом, в лесу, на улице, но, устав таскаться везде с картинами, в 1979 организовали первую групповую официальную выставку. В группу тогда входили: Елена Фигурина / 1955 г.р./, Михаил Горошко /1957 г.р./, Александр Васильев /1957 г.р./, Леонид Федоров /1956 г.р./, Тимур Новиков /1958 г.р./, Нина Алексеева /1958 г.р./, Нелли. Полетаева /1944 г.р./ и Борис Кошелохов. Позднее к ним присоединились Иван Сотников /1961 г.р./ и Евгений Козлов /1955 г.р./. Художникам было свойственно пренебрежение качеством материалов и стилистической однородностью, что уже тогда сближало их с ранними футуристами. Еще большее сроднение произошло после выставки Михаила Ларионова в Русском музее в 1980. А в 1977 основные постулаты были: «Работать, работать и работать», «Пишем душу - чем угодно, на чем угодно».

Шли годы, каждый художник обретал свое творческое лицо, внутригрупповые узы ослабли, появилось товарищество экспериментального изобразительного искусства /ТЭИИ/, объединившее большинство несоюзных художников и группа «Летопись» практически перестала существовать после 4-ой выставки группы в 1981. Поэтому в следующем, 1982, часть художников из «Летописи» - Тимур Новиков, Иван Сотников, Евгений Козлов и их друзья - Олег Котельников, Кирилл Хазанович объединились в новое содружество художников.

Тогда в творчество группы в полную силу вошли понятия «ВСЕЧЕСТВО», «русский авангард», другие заветные слова, принесенные из 10-х, 20-х гг. людьми, много сделавшими для формирования группы - Марией Александровной Спендиаровой и Марией Михайловной Синяковой-Уречиной. «Новые художники», правда, не так серьезны и догматичны, как их предшественники; что-либо, не укладывающееся в теории, не отметается, нет у них борьбы идей, все друг друга любят и нахваливают. Это можно считать защитной реакцией на огульную критику извне, /«мазня», «мои дети так могут», «кто допустил?», «краски переводят», и т.д./, исходящую не только от случайных зрителей, но и от коллег по ТЭИИ, на выставках которого группа «Новых» обычно выставляется «стеной», вызывая недовольство «экспериментаторов». Выставочная деятельность никогда не была для художников самоцелью, их интересует весь широкий спектр молодежной культуры.

Очень большое внимание уделяется кино. Лидер здесь - Евгений Юфит /1961 г.р./, присоединившийся к группе в 1984. Живописью он занимается в свободное от кино и фотографии время. Вокруг него сформировалась целая кинематографическая школа, со своим мировоззрением, оригинальной практикой и большим количеством поклонников. Многие живописцы стали сами делать мультфильмы, сниматься в кино или хотя бы делать декорации. А работавшие в кино, занялись живописью, заметно пополнив ряды живописцев.

Подобный процесс можно наблюдать и во взаимоотношениях «Новых» с музыкой. В 1984 появилось параллельное объединение - Новые композиторы. Их концерты оформлялись выставками «Новых художников». Многие живописцы сами занимаются музыкой, наиболее тесные связи имея с рок-группами рок-клуба – «Кино», «Странные игры», «Аквариум»; музыканты тоже участвуют в выставках, а художники - в концертах. Олег Котельников /1958 г.р./ в начале восьмидесятых годов даже состоял в рок-клубе со своей группой «Низкие частоты/высокие частоты» /НЧ/ВЧ/. Наибольшего синтеза музыки и изобразительного искусства художники достигают на концертах оркестра Сергея Курехина «Популярная Механика», где участвует и театральная группа «Новых» - Новый театр - еще одна сторона деятельности новых. Театральные постановки «Новых» - расширение восприятия живописи в пространство и время, дополнение языка живописи неживописными методами. Театр художников поставил «Анну Каренину» /1984/, «Идиота» /1985/, «Балет трех неразлучников» /1984/, пьесу Сергея Бугаева «Стреляющий лыжник» /1986/.

Подобный широкий спектр деятельности обусловлен в первую очередь стремлением к зрителю - в первую очередь к своему, молодому. Работая в разных областях, художники образовывают и себя, приобретая свойственный им кругозор /вокругсмотрение/. Изучая искусство, они не смогли не заметить родственные им движения в мировой культуре. Интерес к ним возник к середине 80-х гг. с приходом в группу новых авторов. Это Сергей Бугаев /1966 г.р/, Андрей Крисанов /1966 г.р./, Инал Савченков /1966 г.р./, Олег Маслов /1965 г.р./, Алексей Козин /1965 г.р./, Михаил Таратута /1964 г.р./ добавившиеся к пришедшим несколько ранее Вадиму Овчинникову /1950 "г.р./ и Сергею Шутову. Недолгий интерес группы к французским «Фигурасьон либрэ», немецким «новым диким», американским граффитистам, комиксам и компьютерам заметно окрасил творчество многих художников группы. Эта возрастная болезнь быстро прошла, замененная у "новых" взаимовлияниями. Процесс перестройки в стране стимулировал самосознание и победу отечественных корней над западными влияниями. «Новые художники» открыли клуб друзей В.В.Маяковского - организацию, призванную укреплять и развивать отечественные новаторские традиции. Этот клуб создан при Дзержинском районном молодежном центре. В него входят почти все новые художники, новые композиторы, деятели нового театра и кино, некоторые рок-музыканты, искусствоведы, коллекционеры. Сама группа «Новые художники» не имеет официального статуса, помещения, средств. Все свои программы она осуществляет через другие организации /Рок-клуб, ТЭИИ, Главное управление культуры Ленгорисполкома, Клуб-81, другие организации/. Это позволяет художникам сохранять неформальность отношений в группе, избавляет от неизбежного бюрократизма и каких бы то ни было обязательств. Разнообразие форм, встречающееся у «Новых» позволяет выделить, пожалуй, лишь одну общую для всех них черту - свежесть.

Постоянные взаимовлияния все время видоизменяют внутригрупповые течения, но все же хотелось бы попробовать их описать.

Одна из основополагающих тенденций – «дикость» - ярко выразилась еще в середине семидесятых в творчестве Бориса Кошелохова. Но это была вовсе не матиссовская дикость, не было тут покоя для глаза, уравновешенных композиций, ясности происходящего. Излюбленным термином у критиков для него всегда был «первобытный хаос». Впечатление от поверхности усиливалось количеством аналогичных - художник любит демонстрировать сразу сотню - другую работ. Кроме живописи он дела композиции из предметов, близкие к концептуализму, /он их называл «концепты»/ и вызывавшие однозначную реакцию – «не искусство». Борис Кошелохов своим оригинальным воззрением на процесс и результат творчества привлек к себе много последователей из молодежи, которой явно импонировали чуждые традиционному искусствознанию категории –«кандово» /как «крепко», «незатейливо» и др./, доступные всякому методы - подрамники с помойки из старой мебели, малярные краски, вместо холстов -обивка со старых диванов. После 1979 Борис Николаевич окончательно стабилизировался как художник и стал скорее живым музейным экспонатом, чем наставником.

Живым гением дикости стал Олег Котельников, тоже испытавший в свое время влияние Кошелохова. Если для Кошелохова главной стихией был цвет, то для Котельникова - форма, а с ней и содержание. Это смещение акцента и вывело «дикое» крыло «Новых» из элитарности к массовости, пока до конца не проявленной. Содержание работ Котельникова глубоко фольклорно. В качестве сюжета он использует анекдоты, страшные истории, фрагменты из песен, телепередач. Близки его работы и к комиксам. Котельников работает в широком технологическом спектре, постоянно пробуя все новые и новые методы работы на плоскости, что свойственно большинству «Новых художников».

Иван Сотников в своем творчестве более других «Новых» пользуется народными традициями, передавая их другим художникам. Он собрал большую коллекцию предметов обихода, прикладного искусства, рыночной живописи; в своей живописи он использует и лоскутные одеяла, и «лебединый стиль», и семантику вышивок, и формы глиняных игрушек и свистулек. Ему присуще тонкое чувство цвета и задушевный лиризм. Начиная с 1980, Сотников вместе с Тимуром Новиковым начинают серьезно изучать творчество Михаила Ларионова, творчество которого особенно оказалось близко Сотникову своей фольклорной направленностью. В этом им значительно помогла близкая к кругу Ларионова, знаток и исследователь его творчества Мария Александровна Спендиарова, водившая художников в закрытые от зрителя тогда запасники Русского музея, которому она подарила значительную часть своей коллекции работ Ларионова и его круга, познакомила с Председателем Земного Шара - Марией Михайловной Синяковой-Уречиной.

С этого времени идея «всечества» стала проникать во все творчество новых. Особенно заметно это в работах Тимура Новикова, резко расширившего диапазон деятельности с живописи на музыку, театр, модели одежды, прикладное искусство, литературу. Работая циклами, завершая каждый, он меняет стиль и методы. Новикову присуще постоянное стремление к лаконизму и ясности изображаемого, стремление к нефотографическим формам документализма /карты, схемы, неперспективные пространственные построения, проэции, др./. С середины 80-х гг. в его работах усиливается влияние Малевича, Филонова, конструктивизма и Маяковского, что отражает определенную тенденцию в работах ряда «Новых художников» - Овчинникова, Вермишева, Сергеева, Козлова, Бугаева, Веричева, Черкасова. Последний, рано умерший художник Валерий Черкасов вообще очень много сделал для формирования языка «Новых художников», произведя огромную исследовательскую работу в области изобразительных методов. Валерий Черкасов /1946-1984/ начал заниматься изобразительным искусством в начале семидесятых годов после долгой работы над фотографией и рок-музыкой, и создал за десятилетие около 10 000 работ всех жанров. Его значение для живописи «Новых» сравнимо со значением Хлебникова для литературы футуристов.

Разработки изобразительного языка, видимо, вызвали интерес к языку вообще. Появилась обширная литература новых /Вадим Овчинников, Владислав Гуцевич, Геннадий Брониславский, Алексей Феоктистов, Инна Цыркуль и др./, родственная тому же футуризму, Хлебникову, Хармсу и т.д. Широко развит жанр Новой книги - пограничный между литературой и изобразительностью, ею занимаются почти все художники, особенно хотелось бы отметить здесь Вадима Овчинникова и Евгения Козлова.

В принципе, «Новым» не чуждо ничто, свойственное всему новому искусству в СССР и других странах; средства массовой информации в развитых странах не дают образовываться «заповедным зонам»; давно можно говорить о едином мировом процессе, в который «Новые» целиком укладываются. Своеобразие их - в естественности творчества, в постоянном самовозникновении искусства у них как листвы на деревьях весной, как вода течет, как солнце всходит. Творчество, близкое к детскому, видимо обусловлено и молодостью, и свободой выбора творческих методов. Оно антиакадемично по сути, не отвердевает в определенных формах. Наглядный пример - Сергей Бугаев, постоянно меняющий сферу своих интересов и достигший при этом явных успехов во многих жанрах. «Активная жизненная позиция» - иначе не назовешь этого актеро-художнико-музыканто-поэто-ученого, председателя клуба друзей Б.В.Маяковского. Такое постоянное развитие делает невозможным для исследователя прийти к окончательным выводам и постановить точку.

 

1986

 

Потапов И.: «Новые художники». 1986 // Новые художники 1982-1987, СПб.,
С.85-87, 1996