Эндрю Соломон - ГАЛЕРЕЯ I-20, НЬЮ-ЙОРК

Тимур Новиков создал петербургский авангард в 1980-х, принеся дух красоты и легкости в город, который при Совеской власти был небрежен и равнодушен к своей красоте. В то время как многие художники проводили концептуальные ритуалы, столь же сложные и странные, как сама советская система, Тимур просто игнорировал родную систему, и с чрезвычайно богатой интуицией открывал давно забытый мир удовольствий. Из игривых миниатюр он создавал причудливые миры, представленные на великолепных знаменах, которые он шил самостоятельно. Это были не только произведения искусства, но и флаги тех золотых королевств, где Тимур жил и работал. Творчество Тимура всегда коммуникативно, всегда вызывало улыбку или кривую усмешку, или поражало внезапным узнаванием. Это – искушенный просветитель, даже если он вывешивал свои флаги на неведомых высотах, эти флаги были знаком приветствия. Он хотел, чтобы люди присоединились к нему в его прекрасных мечтах. Когда Советский Союз разрушился, его коррумпированную идеологию сменила капиталистическая жадность. Тимур имел огромный успех за границей, но продолжал жить в Санкт-Петербурге, жил с предельной самоотдачей, руководствуясь своими идеалами. Он не жаждал богатства, но использовал свой статус, чтобы основать Академию искусств. Поскольку творчество Тимура всегда представляло собой средство общения, ему важно было передавать свои теории и убеждения ученикам. Тимур стал великим человеком в искусстве Санкт-Петербурга, своеобразным гением города. Он создал свои образы города – великолепные, мужские, изящные, экстравагантные, всегда на грани декаданса, но никогда – на грани пошлости. Способность Тимура продолжать создавать мастерские работы, даже теперь, когда он потерял зрение, – доказательство его безоговорочного кредо, что красота не лежит сразу под поверхностью. Это – скелет, на котором держатся плоть и кожа. Ни один художник не был и не может быть подобен ему.


Выставка Т.Новикова «Русские святые» в I-20 Gallery, Нью-Йорк. 1998
Архив Т. Новикова