ОБЪЯСНЕНИЯ ХУДОЖНИКА ТИМУРА НОВИКОВА

Работы, представленные на этой выставке являются результатом длительных исследований процессов восприятия изобразительного искусства и иллюстрируют некоторые мои представления о нем. Так как за 12 лет выставочной практики это первое крупное представление моих работ, я чувствую необходимость дать, наконец, некоторые объяснения к представленному здесь. Хотя, я и являюсь яростным противником сопроводительных текстов, так как считаю, что подлинный художник должен все сказать картиной, один из главных принципов в моем творчестве - любовь к зрителю, поэтому эти объяснения можно считать объяснениями в любви.

1.     Любовь      к     зрителю.

Современное искусство все чаще (мягко сказано) стремится к непонятности. Сформировался образ «непонятого гения», зритель давно не задает художникам никаких вопросов, спасаясь от тотального непонимания единственным способом - умным лицом. Критика спасается от художников индульгенциями у «пап» - Гваттари, Бодрияра, Барта, Дерриды и многих других, придумавших для них такие слова, что действие их на читателя сравнимо с воздействием головы Медузы.
Мои работы просты - они не загружены информацией, - отдых - вот, что я стараюсь дать зрителю. В реальности человек отдыхает при созерцании пейзажа. Созерцая даже очень красивое лицо, мы не отдыхаем. Может быть, только цветы расслабляют нас в натюрморте, но  они, скорее, часть пейзажа. Желание сделать приятное зрителю заставляет меня снова и снова обращаться к пейзажу, преимущественно морскому. Каждый раз, когда я работаю, я сверяю его с пространством над кроватью - можно ли будет видеть его каждый день? Не испортит ли оно настроения? Многие стараются для «большой» выставки -  где много разных картин, и зритель проходит, не задерживаясь - использовать средства рекламы и огорошить (озадачить) так, «чтоб не забыл», - это не для меня. Возможно поэтому я, наконец, решился на персональную выставку - на интимный контакт; я, бывший выставочный демократ (групповых выставок у меня около 200). Комфортность восприятия - одна из важнейших задач, которые я ставил перед собой, разрабатывая изобразительную систему, использованную в представленных работах; положительные эмоции - тот груз, который должен вынести с выставки зритель. Я неоднократно обращался к экологической и катастрофической тематике, но на  этой выставке я постараюсь избежать ее. Розовые очки -необходимая деталь костюма человека, стремящегося сохранить психическое здоровье в наше время. Идеология добра и радости - идеология этой экспозиции.

2.   Картина.
« Картина   умирает,    но    не    сдается»
И.Кабаков
Экспонируемое на этой выставке - картины. Нечто, что могло бы быть увидено в реальной жизни, но переданное средствами изобразительного искусства на плоскости. Борьба с картиной, развернутая художниками (как всегда рубили сук, на котором сидели), привела к нескольким смертям картины, но каждый раз она гибла не до конца. Эти картины уже утеряли значительную часть свойств традиционной картине присущих - раму, красочный слой. Бестелесность - последствие смерти. Бессмертная душа искусства становится все обнаженнее. Фиговый листок - все меньше.



Мелкий знак

Человеческому зрению свойственно иметь дело с разновеликими предметами в пространстве:
стол……………………………………… коробка спичек
гора………………………………………………… дерево 
космос……………………………………………… звезда 
небо………………………………………………… солнце
газета………………………………………………  буква
пол…………………………………………………… стул 
дорога…………………………………………… машина
Равно масштабные величины  встречаются гораздо реже. Это простое наблюдение и привело меня к использованию мелкой детали на крупной поверхности - как более естественную пространственную модель.

3наковая          перспектива.

Так можно назвать пространственную систему, которой я пользовался в  этих работах. Пространственное восприятие, исследование которого привело меня к созданию собственной системы изображения, проявляет свои свойства в зависимости от запаса информации зрителя. Изменения представлений об окружающем мире неизбежно приводили к изменениям систем пространственных построений. В наше время  тотального изменения происходит формирование множества индивидуальных систем адаптации трехмерного мира к плоскости. Универсализация, отбрасывание всего лишнего - вот путь, который привел меня к этим результатам.
Цветовая плоскость обозначает пространство определенного качества - земля, вода, воздух, космос. Наличие определяющего знака придает это качество пространству, причем, цвет освобожден от определяющих функций, что дает художнику неограниченную колористическую свободу.
Например, помещение на зеленом фоне знака « корабль « позволяет прочитывать нам его как «море», знак «ель  превращает это же пространство в лес, «солнце» - в небо. Расположение знака на плоскости и его размер, определяет объем изображенного пространства. Например, перемещая знак «ель» из верхней части картины в нижнюю, сохраняя при этом размеры знака, мы существенно увеличиваем объем изображенного пространства. Располагая линию горизонта посредине картины, мы направляем внимание зрителя вперед. Поднимая линию горизонта вверх, мы направляем внимание зрителя вниз. Опуская линию горизонта к нижней части картины, мы поднимаем глаза зрителя к небу.
В течение последних пяти лет я показывал подобные работы в самых разных выставочных и не выставочных пространствах. Они использовались как художественные оформления на концертах, как театральные декорации, висели в ультросовременных интерьерах и в помещениях старинных дворцов. Я показывал их под открытым небом на стенах домов и даже на заборах. Эта многолетняя практика убедила меня, что я шел в
правильном направлении. Мои картины всегда выдерживали давление среды и хорошо воспринимались при любом освещении. Я надеюсь, что эта встреча с моими работами доставить зрителям радости и мое чувство любви к зрителю окажется взаимным.

1989

Текст для выставки Тимура Новикова в  г. Турку (Финдляндия) в историческом музее "ТурунЛинна". 1989г.
Впервые был опубликован по-фински.
Каталоге выставки Т. Новикова в Российском музее этнографии 7 - 23 мая, 1992 г., CПб
Публиковался с сокращениями

В 1993 г. был опубликован английский перевод в каталоге выставки в Музее Стеделикик
(Амстердам) 

Тимур Новиков. Горизонты. // Институт истории современного искусства, СПб., 2000
Полностью по-русски публикуется впервые.