ВОЗВРАЩЕНИЕ К КЛАССИКЕ

Российская фотография после перестройки пережила десятилетие бурного развития. И хотя процесс этот еще не завершился, основные тенденции его уже достаточно ясно видны. Открытие железного занавеса способствовало проникновению в Россию общемировых тенденций. Современный унифицированный художественный язык был быстро освоен российскими фотографами и художниками. Но утрата стилистической исключительности отечественной школы фотографии подтолкнула многих авторов к поиску «новой исключительности», «своего дела». Круг этих поисков достаточно широк, но я хотел бы остановиться только на узком аспекте этих поисков – на устремлениях к классике, особенно заметных в петербургской культуре.
В период холодной войны сформировалось представление о культуре западной Европы как о современной, модернистской, прогрессивной; и о восточноевропейской – консервативной, заидеологизированной, несвободной. С точки зрения истории искусства, война в эстетике, продолжавшаяся в начале века во всей Европе, заставила классику отступить на восток, где «левые» коммунисты поставили ее на службу своей идеологии. Но холодная война закончилась поражением коммунизма, запад предложил востоку Европы свои художественные формы, восточная Европа с благодарностью их приняла, а классическая культура утратила ареалы обитания, вытесняемая искусством современным. Окончательное вытеснение классики позволило ряду авторов воспринять это как проблему экологии культуры.
Но вернемся в Петербург. В отличие от всей остальной России, Петербург имеет только трехсотлетнюю историю. И основан он был как город классический, воплощение возрожденной Петром идеи классической империи, унаследованной Романовыми от Палеологов. Петр привез с запада в Петербург классическую эстетику. Новые веяния грозят ее разрушить. Но Петербург в начале  века уже пережил период активной борьбы русского авангарда с классической культурой, что лишает современную художественную ситуацию прелести новизны. Любопытно, что классика часто привлекает авторов, вышедших из авангардистской Среды. «Новое – хорошо забытое старое».
Фотография как новый вид искусства формировалась во время господства в Европе классической эстетики, и ее первые поиски были направлены на техническое обеспечение создания классической фотокартины. И фотография во всем мире гораздо больше сохранила эту генетическую близость к классике, чем мэйнстрим изобразительного искусства. Не случайно многие художники постмодернизма придерживаются классической «картинности» в своих фотоработах. Но если постмодернистская «гласность» лишь позволяет воинствующим творцам нового кусочек старого, то петербургский «неоакадемизм» сознательно отказывается от новаций и возвращается к классическим канонам, образности, композиции под зелеными знаменами экологического подхода к культурному наследию.
1995



Новиков Т. Возвращение к классике.// Метафоры отрешения. Каталог С. 99, 100. 1996

Новиков Т.: Новый русский классицизм. // Издание Государственного Русского музея.
СПб. 1998. С.89-92

Новиков Т. Возвращение к классике. Каталог. Второй международный месяц
фотографии в Москве. Фотобиеннале-98. Издание Московского дома фотографии. М.,
1998.