ОЛЬГА ТОБРЕЛУТС

Развитие технологии фотоизображения настолько расширило возможности современных художников, что проблемы эстетики снова становятся актуальными. Если художник может теперь все, то проблема выбора становится гораздо острее.
Молодая художница из Петербурга Ольга Тобрелутс выбрала для своих работ классическую эстетику. А выбор помог ей сделать... компьютер. С самого начала своей художественной карьеры Ольга заинтересовалась новыми технологиями. Изучая орнаменты, она стала использовать компьютер для обработки данных, затем открыла для себя его графические возможности. Будучи дочерью своего времени, основное внимание уделяла воплощению в компьютерной форме идей современного авангарда. Но компьютерные технологии стремительно развиваются, и когда Ольга получила возможность работать с самой передовой техникой, она обнаружила, что новые системы по своему уровню не сопоставимы с проблематикой современного авангарда. Авангард оказался слишком прост, и решать его задачи с такой техникой просто неинтересно. Но еще когда работала с орнаментами, она заметила, что на «растительные» орнаменты не хватает памяти в обычных машинах, а новые машины могли гораздо больше, и Ольга стала вводить в свою работу классические сюжеты, формы, образы. «Это было интересно не только мне, но и компьютеру. Вы бы видели, как оживлялся его экран, когда мы начинали работать»,— шутит художница. В своей ранней работе «Будущие летчики» Ольга использовала знаменитую картину А. Дейнеки: «оживила» море, наполнила пространство ветром, а небо   — летающими самолетами. Позже эта работа вошла в ее фильм «Горе от ума» и была отмечена рядом премий. Но чрезмерное увлечение телевидения навязчиво подвижными компьютерными заставками утомляло глаз, и ей захотелось классической картинной застылости. Так появились ее фотографии.
Выполненные по последнему слову техники, они в то же время производят впечатление искусства традиционного, проверенного временем. На вопрос:  «Не боится ли она показаться старомодной» Ольга отвечает: «Новое — это хорошо забытое старое, а классику мы забыли уже очень хорошо».

1996         


Новиков Т.Об Ольге Тобрелутс // Фотограф.- CПб: 1996.- № 2.