ПОКУПАЙТЕ ДВУХКОЛЁСНОГО ДРУГА!

Раньше я думал, что люди, ездящие по городу на велосипедах - какие-то сумасшедшие, стремящиеся к Самоубийству, или что-то в этом роде. Редко встречающиеся в Петербурге и Москве двухколесные всадники вызывали чувство страха за их жизнь. Но однажды судьба забросила меня в портовый район Амстердама. Местные жители автобус ходит очень редко: до ближайшего магазина, кофе-шопа, станции метро, вокзала - 20 минут пешком, и вообще, здесь все на велосипедах - и поэтому вот мне служебный велосипед. Сначала я испугался. Потом попробовал - и стал велосипедистом.
ГОРОДСКИМ ВЕЛОСИПЕДИСТОМ.
Велосипед в городе - транспортное средство. Конечно, не во всяком городе. Париж, например, для велосипедиста не самый лучший город, спуски для велосипеда - одно удовольствие. Зато подъемы в горку - явление трагическое (если вы не поклонник маунтин-байка, а перед вами Монмартрский холм). Амстердам - велосипедный рай. Берлин очень удобен, хотя иногда бывает далековато. Нью-Йорк диковат, там нет велодорожек, есть горки, но если вы велосипедист - вы истинный король Манхэттена, где даже рядовые миллионеры не заводят себе авто (на такси ездят). Москва лично для меня -трудный город. Избалованный Петербургом, где самый высокий подъем - Кировский мост, я с ужасом смотрю в даль бесконечно поднимающегося Ленинского проспекта или взираю на "встающую дыбом" Тверскую. Но после пяти лет "на колесах" я и в Москву хочу взять его - моего лучшего спутника, мои крылья.
Велосипед - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ транспортное средство. Если вы чувствуете, что закрывающееся метро покушается на вашу свободу передвижения, если наличие контролеров в общественном транспорте унижает ваше человеческое достоинство, а битва за место в автобусе вас не привлекает телесно - вы потенциальный велосипедист.  Попробуйте!
Где взять велосипед? Красивый, новый маунтин-байк - отличная штука. Но ездить можно и на самом простом. Это снижает вероятность его утраты. А утрата велосипеда грозит душевной травмой. Лично у меня, их украли пять штук. Один - в Нью-Йорке, один - в Амстердаме, два - в Берлине, последний - в Петербурге, на Московском вокзале. Я сильно переживал. Но самое трагическое расставание было во Флориде, на Майами-бич. Я сам приковал к столбу возле отеля "Сентури" свой чудесный (для тех, кто понимает - дизайна 50-х, с широкими крыльями и толстыми шинами, прекрасно гармонирующий с арт-деко на Оушн-драйв) байк. Я не мог взять его с собой. Я плакал. Поэтому если у вас нет средств на самый модный - купите подержанный или найдите в чулане дедушкин. Был у меня как-то в Берлине довоенный - лучшее воспоминание в моей вело-жизни. Велосипед с толкучки может оказаться весьма сносным. Ну а простейший ремонт вы освоить просто обязаны. Если вы оказались в другом городе или стране - с велосипедом вы освоитесь гораздо быстрее, чем пешком или даже на машине с друзьями-аборигенами. И главное - это повысит вашу безопасность. И в нашей стране, и за рубежом есть места, где неместным лучше не появляться. Но турист-исследователь, как правило, и эти места осмотреть жаждет. И, конечно, в самое опасное время. Найдите велосипед и отправляйтесь - риск минимальный по сравнению с пешеходным. Но что там темные закоулки Манхэттена - родной Петербург я узнал по-настоящему, только став городским велосипедистом.
Ближе я узнал и гордое племя двухколесных всадников.
Велосипедисты бывают разные. От мальчишки, лихо выезжающего со двора и обратно, до деда, едущего не спеша с рюкзачком на дачу. Мой любимый тип - независимый велосипедист. Это тип экологически чистого "байкера" - без бензина и без кожи убитых животных. Но необычайно свободолюбивый. Типичный пример - питерские "речники", они имеют целую мастерскую велотворчества. Этот тип наиболее распространен в прогрессивной молодежной среде. Некоторые клубы устраивают специальные мероприятия для этой категории публики - например, "Соревнования по ночному
велоориентированию", устроенные группой "Два самолета" и клубом "Нора", или "Нелегальный пикник" клуба "Речников" на дамбе. Многие ди-джеи и клубники предпочитают велосипед другим видам транспорта. Габриэль Воробьев, братья Хаасы, Сергей Бугаев (Африка), Юрис Лесник - можно бесконечно перечислять имена - явные и тайные велосипедисты. Старейшина этого типа - Всеволод Гаккель, сменивший группу "Аквариум" на клуб "Там там", но не изменивший своему велосипеду. Другой, но близкий этому типу - "велосипедист спортивный".
Городской спортивный велосипедист, как правило, не гоняется за Мерседесами. Его спортивность - возможность появиться на публике в таком виде, в каком даже не каждый фрик решится выйти из клуба. Присмотритесь к велоспортивной моде. Некоторые вещи - мечта любого рэйвера.
Есть хоть и небольшое, но заметное племя "велофриков". Это всегда яркое, незабываемое и неописуемое зрелище. Последние годы вследствие крушения железного занавеса, победы демократии и подорожания городского общественного транспорта велосипед стал очень актуален. Поэтому популяция велосипедистов стремительно растет. Велодорожек мы себе еще не отвоевали, но цены на велосипеды стремительно приближаются к европейским стандартам. Поэтому если решились - покупайте двухколесного друга, пока еще не очень дорого. Не пожалеете.
Да, чуть не забыл - свобода свободой, а правила (основные) соблюдайте. И будьте осторожны. Берегите себя - ведь вы городской велосипедист!

1996

Новиков Т.: Покупайте двухколёсного друга! // Птюч, М., С. 74-75. 11, 1996