УТРАЧЕННЫЕ ИДЕАЛЫ.

В знаменитой речи на первом съезде союза писателей М. Горький, объясняя сущность социалистического реализма, показывающего  реальность не только такой, какая она есть, но и такой, какой она должна быть, уже этим положил основание социалистическому идеализму. Но если все советское общество жило при социализме, то отдельный класс общества в определённые моменты своего времени уже жил при коммунизме. Коммунизм был искусственно создан для детей, находящихся на отдыхе в пионерских лагерях. В этой искусственно созданной среде широко распространился и особый подвид социалистического идеализма - коммунистический идеализм. С крушением советской власти это  уникальное культурное явление было стремительно разрушено: забыты бодрые пионерские песни, уничтожены сами комплексы пионерских лагерей, уничтожены и бесценные памятники скульптуры, богато украшавшие архитектурные ансамбли этих идеальных загородных мирков. Но живы ещё люди, видевшие и помнящие этот может не всегда совершенный, но всегда устремленный    к идеальному мир.
Работая над серией «Утраченные идеалы», я стремился отыскать изображение скульптур, безжалостно уничтоженных в пост-советский период. Эти изображения доносят до нас ту атмосферу коммунистического идеализма, очищенного от социальной борьбы и проблем, волновавших в те годы взрослых. Зрителям, созерцавшим эти скульптуры, предстояло жить в новом идеальном мире. Эти произведения продолжали традицию классической античной скульптуры, и в конце XX столетия можно смело утверждать, что они являлись последними памятниками этой ныне почти утраченной традиции.
Много работавший над созданием подобных памятников известный скульптор Д.А. Пригов вспоминает: «Я лепил вещи, которые были заданы, во-первых, местной культурной пластической традицией, а, во-вторых, тематически советской властью, - пионеров. В этом отношении, пионер ничем не отличается от конной статуи какого-нибудь Людовика. В принципе, все навыки, приемы, законы, школы, явленные академической школы со времен Греции, - они настолько чисты и абстрактны, что практически их не задевает  содержательная сторона, и в этом отношении мой пионер был все равно, что тираноборцы греческие. С греческой культуры фигура человека стала  основным презентантом всего искусства, потому что она понималась как микрокосмос. В пределах человеческой фигуры можно было выразить все понимание мира».        
Собранные мною образцы пионерской скульптуры относятся к 30-70-ым годам, этому полувековому золотому времени коммунистического идеализма.

2000

Тимур Новиков. Утраченные идеалы счастливого детства. // Новая Академия.
СПб. 2000