ПРАЗДНИК ИСКУССТВ

Настоящим праздником искусств можно назвать торжественное открытие выставки новой живописи и декоративного искусства "С НОВЫМ ГОДОМ!", состоявшееся 27 декабря 1985 года в Доме Народного Творчества в Ленинграде. С утра здесь толпились представители художественной общественности города и прибывшие из столицы авангардисты и музыканты. Действительно, было на что посмотреть. Ведь выставились 10 самых передовых. Они давно закрепили за собой это звание неустанным поиском, плодотворной работой, явными успехами.

К сожалению, в выставке не могли принять участие запланированные новые экспрессионисты, школа которых особенно сильна в Ленинграде (Б. КОШЕЛОХОВ, Е. ФИГУРИНА, А. РОЗИН), из них остался только Аркадий ТАГЕР, зато новые художники развернулись вовсю. Широкая публика впервые могла видеть живопись давно знаменитого Африки (Сергей Бугаев). Всеми любимый Олег КОТЕЛЬНИКОВ разнолико и раскидисто радовал глаз, неожиданно выглядел Евгений КОЗЛОВ на гигантской черной бумаге. Новым циклом больших панно разродился Тимур НОВИКОВ, Иван СОТНИКОВ специально к выставке преподнес дивный зимний вид, не обошлось и без знаменитейших Кирилла ХАЗАНОВИЧА, Вадима ОВЧИННИКОВА, представился Евгений ЮФИТ, впервые широко был представлен титан малых форм, недавно умерший Валерий ЧЕРКАСОВ, примитивистка Наталья БАТИЩЕВА замечательно дополняла экспозицию, радовал детей Андрей КРИСАНОВ.

К вечеру на выставку стали собираться и любители легкой музыки, ожидавшие грандиозного концерта всемирно известного оркестра Сергея КУРЕХИНА "ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА". Да, этого дня многие ждали давно. За три часа до концерта силами народной дружины и милиции было установлено оцепление здания, так как концертный зал раз в пять меньше толпы, собравшейся на улице Рубинштейна. Конечно, мало кто отказался от такого зрелища.

Но вот концерт начался. В первом отделении выступали сольно лидеры самых популярных поп-групп "АКВАРИУМ", "КИНО", "ЗООПАРК" и др., но публика хоть по обыкновению радовалась им, но все с нетерпением ждали гвоздя программы - оркестра "ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА".

И вот дождались. Раздались чарующие звуки индийской музыки, свет в зале погас, и началось второе отделение торжественного концерта. Немного о творческих методах этого коллектива. В начале восьмидесятых годов Сергей Курёхин занял место ведущего авангардиста в музыкальной среде города. Уже тогда новый подход к культуре отличал поиски композитора. Новый жизнерадостный взгляд на процесс создания музыкального произведения впоследствии дополнился комплексным методом, использованием готовых форм музыки и коллективов.

Здоровое искусство быстро снискало себе любителей, творческий рост коллектива привлек к нему внимание множества пожелавших сотрудничать мастеров во всех областях культуры (не буду перечислять). Сейчас это один из самых прогрессивных и самобытных коллективов мира.

Но вернемся к чарующим звукам индийской музыки. Ансамбль ориентальной музыки под управлением Андрея Красикова был одним из 10 коллективов, составлявших оркестр в этот раз. (Ориентальная, фольклорная, вокальная, смычковая, индустриальная, джазовая, рок-группы; группа художников, новый театр, животноводческая, отдельные исполнители). Мирно прогуливались куры (видимо символизирующие родовой тотем композитора). Коллектив художников, состоящий из ленинградских художников Олега КОТЕЛЬНИКОВА, Евгения КОЗЛОВА, Тимура НОВИКОВА, Сергея БУГАЕВА и Владимира ГУЦЕВИЧА, московских художников Никиты АЛЕКСЕЕВА и Николая ОВЧИННИКОВА приступили к писанию грандиозного полотна (12x4 м), установленного позади оркестрантов. Вступила фольклорная группа, и пошло, и поехало. Замирание дыхания, восторженные слезы, обмороки - не перечислить всё многообразие эмоциональных реакций публики. Ведь перед ними зрелище неописуемое. Ведь то, что происходит на сцене в этот час, не поддается ни описанию, не передается изображением, невозможно перевести на язык цифр для закладки в компьютер. Простое изложение фактов - жалкая попытка борьбы с улетучившимся моментом.

/:,_?/-N)_.?%)o"/-N 876 m -N$)%?/-!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Но я все же перечислю участвовавших для истории. Труппа Нового театра в этот раз была почти в полном составе. Как всегда особенно хорош был выдающийся актер Сергей Бугаев, были Наталья Пивоварова, Юрий Гурьянов, занятый также и в замечательной вокальной группе, в которой впервые принял участие знаменитый певец Андрей МОЛЕВ, поп-звезды Виктор Цой и Виктор Сологуб, постоянные участники "Популярной механики". В джазовой группе играли Михаил ЧЕРНОВ, ЗУЙКОВ и др. Борис Гребенщиков и Григорий Сологуб ("Аквариум", "Странные игры") лидер гитары, бас гитары Александр ТИТОВ ("Аквариум"), впервые принимавший участие в оркестре Крис КРОСС из ансамбля "УЛЬТРАВОКС". Приняли участие и представители московского нового Дома МОДЕЛЕЙ во главе с главным модельером Олегом КОЛОМЕЙЧУКОМ. В индустриальной группе, к сожалению, не смог принять участие ее московский член Алексей ТЕГИН, но на группу не возлагалась обычно большая нагрузка и сокращенный состав вполне справился с сольными номерами. Но, конечно, нельзя забывать о том, что сам дирижер владеет одной из самых замечательных неподражаемых манер дирижирования, им самим разработанной в совершенстве. И музыканты, и актеры, и художники, и куры слушались малейшего движения его тела, а петух кричал по его сигналу. Одна кура снеслась желудями. Остается сказать о главном (так как всего о "Популярной механике" не сказать, и даже каждая написанная песня заслуживает отдельного исследования) - о заключительной сцене концерта, сцене всеобщего ликования, сцене "АССА", вобравшей в себя все самое светлое, сильное, здоровое в новом искусстве. "АССУ" плясали практически все находившиеся на сцене и большинство находившихся в зрительном зале.

Счастливая и приподнятая публика долго не расходилась по домам!

!! АССА !!

 

Репортаж вел Игорь ПОТАПОВ

1985

 

 

Потапов И.:«Праздник искусств». // Новые художники 1982-1987, СПб., С.91-92, 1996