КОЛЛАЖ В НОВОМ ИСКУССТВЕ

Т.Новиков. «Невский проспект».
Т.Новиков и В.Гуцевич. 1984.
Архив Т. Новикова.

 

ИСТОКИ. Где искать истоки нового коллажа?
Хитрый критик спрячет их в глубине веков или заявит, что ничего подобного он в жизни не видел. Действительно, метод древен и нов. Упомянем малое – народные лоскутные одеяла, советский авангард, народный концептуализм. Жалея бумагу, не пущусь в разглагольствования. Теперь коллаж явь. Вошел в жизнь, занял места.
КОЛЛАЖ В МУЗЫКЕ. Несомненно здесь влияние радио и телевидения, приучивших сразу после Бетховена слушать новости. Постоянная смена характера информации. Длительность однообразия стала утомлять. В то же время – явные преимущества комбинирования готовыми формами. Стравинский, Шостакович – явное тяготение к коллажу с отсутствием технических средств. Курехин осуществляет многие их программы, не уходя окончательно от оркестра в руках. Веричев имеет лишь технические средства. Коллаж приобретает почву и расцветает. «Нолевики» пользуются всем, не оставляя ничего. Некомпьютерное направление (Тегин, Новиков, Виноградов), отказавшись от традиционного звукоизвлечения, комбинирует собственными достижениями; не забывают и имитацию.
КОЛЛАЖ В КИНО. Популярная музыка не идет дальше звукооформиловки. Новое кино хоть и пример взаимосвязи, но не без телевидения. Видео грозит им из колыбели, профессиональное кино поглощено зрителем.
ЖИВОПИСЬ И КОЛЛАЖ. Самые крупные силы собрались на этом участке. Встретим здесь и знакомых по музыке и кино. Эффективность здесь не всегда главная причина обращения к коллажу. Выразительность метода привлекает все новые и новые силы. Черкасов и здесь вспахал с краю. Филонов здесь дал целую школу (Вермишев, Савинский). Ларионов всячески и это предусмотрел (Сотников). Котельников, Новиков – помощники, разрывшие даже помойку американского поп-арта, унаследовали от века-учителя и эстетизм. Кошелохов бросил коллаж слишком поспешно, наследники – антиэстеты (Бугаев, Инал, Козин, Маслов) – вырывают из рук подобравшего Котельникова. Наивная школа не отстает – Батищева и дети студии Тагера, Захар, Гуцевич, да и поделочники тут как тут.
Шутов, Козлов, Вермишев, Овчинников, Новиков – красивость с оправданностью до компьютерной. Таратута, Крисанов, Гурьянов, Аллахов, Ройтер, Богомолов, Чернобай, Борисов, Овчинников, Белкин, Митьки,....... (вписывайтесь)
ПЕРСПЕКТИВЫ. Техницизм – водулей. Отсутствие техницизма – разрушение временем. Расширение фронта – все «за» – вызовет ответную реакцию у самых молодых, но они еще не выросли.
И. Потапов, 1986