ИДИЛЛИЯ И КАТАСТРОФА

Неоакадемизм и некрореализм из Петербурга.
Европейский культурный центр Тюрингии, Эрфурт, Германия

В 1996 году в Европе прошло несколько выставок, показавших тенденции современной петербургской фотографии. Европейские кураторы неоднократно выделяли "новый русский классицизм" и его петербургскую версию "неоакадемизм" как одно из актуальнейших направлений 90-х годов. Широкую известность еще в 80-е годы приобрел петербургский некрореализм. Но, как ни странно, немецкий куратор Йорк Ротхамел первый показал эти два направления, контрастно противопоставив фотовыставке санкт-петербургских фотографов "Идиллия" в выставочном зале Европейского культурного центра экспозицию "Катастрофа" в галерее "Кронбакенхоф", представляющую "некрореализм" фотографиями Е. Юфита и инсталляцией "Асфиксия" В. Кустова.
На выставке "Идиллия" - действительно идиллия. Фотографии неоакадемистов - явление технически неоднородное. Это и постановочные фотографии в традициях "живых картин" О. Маслова и В. Кузнецова, сложные пространственные композиции, выстроенные
для сибахромных фотопанно А. Барова, компьютерные фотографии О. Тобрелутс и Е. Острова, компьютерные фотоколлажи Е. Андреевой и К. Гончарова, коллажи из старинных фотографий Т. Новикова, архитектурно-образные фотопостановки В. Ухаловой и Д. Егельского, концептуальные "кружева" В. Буйвит. Но все они вместе удивительно созвучны в своей углубленности в традиции классического искусства, отрешенности от ужасов и обыденности серых будней.
Некрореалисты - обратная сторона медали: соотношение этих направлений куратор выставки Йорк Ротхамел описывает как отношения доктора Джекилла и мистера Хайда. Действительно, они порождены одним временем.

1996

Потапов И.: «Идиллия и катастрофа». // Субъектив  №3, СПб., 03.1996. С.46,